Свобода выбора

Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.

  • ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
  • учится делать выбор;
  • учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
  • свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
  • наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

Дидактический материал Монтессори

Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории.

Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори-среды.

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
  • максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
  • взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).

Контроль ошибок

В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.

  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
  • самоконтроль;
  • развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • проявление сензитивности, когда ребенок занимается какой-либо деятельностью не за оценку взрослого, и не во избежание порицания за «ничегонеделание», а только потому, что интересно.

Монтессори-педагог

Знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку).

  • максимально быстрое и эффективное усвоение задач материала ребенком;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие точности восприятия;
  • развитие концентрации внимания;
  • развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
  • развитие логики (когда каждое последующее действие не может состояться без предыдущего).

Наличие определенных правил работы в монтессори-среде

Соблюдение правил:

  • убери за собой;
  • работа на ковриках;
  • по классу передвигаемся тихо;
  • твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
    тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
  • приучение к порядку;
  • умение организовать свое рабочее место;
  • умение рационально использовать пространство;
  • умение нести ответственность за собственный выбор;
  • потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

Разновозрастность

Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном диапазоне.

Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.

  • высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
  • дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
  • формируется чувство взаимопомощи;
  • младшие имеют возможность учиться у старших;
  • старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.

Дети – активные участники процесса обучения

Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.

Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам.

Такой вид работы способствует:

  • развитию уверенности в себе, самостоятельности;
  • удовлетворению потребности в чувстве собственной значимости;
  • развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению;
  • умению задавать вопросы и отвечать на них;
  • профилактике страха публичных выступлений;
  • развитию умения задавать вопросы и отвечать на них;
  • умению передать информацию другим и умению слушать, владеть ораторским искусством.

Психологические принципы

Не делай за ребенка то, что он может сделать сам!

Помоги мне это сделать самому! Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам! Помощь взрослого должна быть минимальной. Ребенок обретет:

  • уверенность в собственных силах;
  • самостоятельность,
  • решительность;
  • более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;
  • формирование адекватной самооценки;
  • удовлетворение потребности во взрослении.

Отсутствие оценок взрослого

Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность. Ребенок обретет:

  • независимость от чьей-либо оценки;
  • формирование позитивного образа «Я»;
  • уверенность в себе;
  • умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
  • ребенок работает с материалами только потому, что ему по-настоящему это интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку.

Отсутствие соревновательного мотива

Не сравнивать ребенка с другими. Одним из стимулов к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим».

  • формирование позитивной самооценки, благоприятного образа «Я»;
  • самодостаточность;
  • уверенность в себе.

Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой. Только рассматривая и соблюдая их в совокупности, мы можем достичь всего того, для чего призвана существовать система Монтессори.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Последние новости