Основная идея метода Марии Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, используя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать.

Монтессори-среда имеет точную логику построения и продуманное содержание. Для группы от года до 3-х лет сформирована отдельная среда, соответствующая возможностям и потребностям ребенка соответствующего возраста.

Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора.

Монтессори-среда группы от года до 3 лет.

Монтессори-среда данной группы включает следующие зоны:

1. Зона развития крупной моторики.

Ваш малыш обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещаться, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами. Ребенок 1-3 лет активно проживает период освоения движений и действий. Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.

2. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движений кисти руки и перехода от действия к деятельности.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка.

Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, цвета, формы, шероховатости и т.д.).

Для маленьких детей развитие тонкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.

3. Зона сенсорного развития.

В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память. Упражнения сенсорной зоны построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств.

4. Зона упражнений с сыпучими материалами

Ребенок в этом возрасте проживает фазу интереса к мелким предметам. Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез. Этот интерес должен иметь выход в виде занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. У детей она строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д.

В нашем центре сыпучие материалы выделены в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными материалами и т.д.

Оборудование и материалы: доска для выкладывания бус, комплект для просеивания, комплекты для перекладывания, перекладывания ложкой, пересыпания и другие.

5. Зона упражнений с водой

Упражнения с водой для вашего ребенка не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым.

6. Зона продуктивной изодеятельности

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулями, а позже будет узнавать в них некие образы.

Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать, в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

7. Зона развития речи.

В этом возрасте ваш малыш проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь от других звуков, то к трем годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги, согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. С года и примерно до трех лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму.