Познавательно – исследовательская программа «Я и окружающий мир»

Для детей дошкольного возраста 3,5 – 6 лет

«То, что я услышал – я забыл,
То, что я увидел – я помню,
То, что я сделал – я понимаю и знаю»

Задачи данного курса:

  • Получить и расширить первоначальные знания детей об окружающем мире (предметно, животном, растительном);
  • Расширять представления детей о свойствах различных материалов посредством практической деятельности (вода, металл, дерево, бумага и др);
  • Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их в ходе эксперимента;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками в ходе наблюдения и экспериментов;
  • Совершенствовать мыслительную деятельность, задействовав прошлый опыт;
  • Развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь;
  • Развивать интерес и укреплять мотивацию к овладению новыми знаниями;

В курс входит: Познавательная часть/ Исследовательская часть/ Творческая деятельность.
На занятиях дети включены в активное наблюдение и эксперименты, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, объясняя значение тех или иных свойств материалов, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте!
Темы курса
Природоведение. Дети научатся различать времена года, узнают о приметах и признаках каждого времени года. Дети узнают о временах суток (день, ночь); изучают природные ресурсы: вода (состояния, свойства), воздух, песок, соль; природные явления: дождь, ветер, радуга, снег и т.д. Работаем с методичкой, карточками, стихи, загадки, тесты, экспериментальная часть
Творческая деятельность «Сделай сам» .Работа с плоскими и объемными фигурами, работа с различными материалами: бумага, ткань, нитки, краски, клей, картон, глина и др. (напр., «Сделай сам» подарок к любому празднику)
Растительный и животный мир. Лес, пустыня, тайга, степь и т.д. Цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты. Животные: домашние, дикие, лесные. Птицы, рыбы. Классификация по видам, группам Работа с методичкой, карточками, слайды, видео-материал, тесты
Одежда, посуда, мебель. Классификация, сезонные различия, современный вид и немного истории. Материалы, используемые для производства одежды или посуды.
Транспорт, профессии. Виды (автомобиль, автобус, самолет, специальный транспорт, и т.д.), назначение. Классификация профессий
Космос. Первичные представления о нашей планете Земля. Что такое звёзды, рассказ про другие планеты. Что такое солнце, луна. (работаем с глобусом, видео-материал, карточки)
Коммуникативные игры. Развитие навыков общения в группе со сверстниками. Формирование понимания собственного «Я», как отдельной от других личности. Формирование умения ориентироваться жизненной ситуации (например, общественный транспорт, детский сад, во время прогулки на улице). Игры на внимательность, дисциплину, умение управлять своим поведением, развивать у детей умение сотрудничать.
Выполняя эти упражнения:
• ребенок научится классифицировать предметы живой и неживой природы окружающего мира в тематические группы по определенным существенным признакам;
• ребенок формирует навык логического мышления, а также навык ставить задачу и её реализовывать;
• у ребёнка развивается память: зрительная, слуховая, образная, двигательная;
• с помощью системы игровых упражнений у ребёнка происходит формирование связной речи и обогащение словарного запаса;
• с помощью творческой деятельности формируется воображение, эстетическое восприятие, развитие моторики пальцев, аккуратность, терпеливость
Занятия проходят 2 раза в неделю по 60 мин/ 1 час.