Окна возможностей детей до 6 лет

Этапы развития, окна возможностей, фазы чувствительности. Все эти термины относятся к естественным моментам особой готовности ребенка к изучению новых вещей, когда четкие навыки выходят на первый план. Мы обязаны их открытием и описанием Марии Монтессори, итальянскому врачу и педагогу. Что означают эти фазы для родителя и как помочь ребенку?Почему пятилетний ребенок иногда более готов к чтению, чем семилетний?Почему вместо того, чтобы сказать «у тебя еще есть время»,нужно серьезней относиться к устремлениям ребенка? 

Чувствительные фазы, которые не повторяются.

Мария Монтессори заметила, что в развитии ребенка бывают периоды, когда он особенно чувствителен и готов приобретать конкретные знания. Естественно, он начинает интересоваться этим вопросом и жаждет определенных упражнений. К сожалению, эта чувствительность, позволяющая делать мгновенные шаги и прогрессировать, длится всего мгновение и никогда не повторяется. Если она не используется должным образом, ребенок не получит адекватной поддержки, или взрослые не позволят малышу учиться, приобрести определенный навык, то на другом этапе жизни будет гораздо сложнее. Это требует от родителя огромной трудоемкой работы. Как распознать чувствительную фазу? По словам Монтессори, с рождения и примерно до шести лет ребенок готов освоить многие навыки быстро, без каких-либо сознательных усилий. Часто вы можете даже не осознавать, что вы обучаете.Когда пройдут определенные периоды, навыки, которые ребенок не приобрел, вы все равно сможете  их тренировать, но это будет намного сложнее и потребует гораздо больших усилий. По этой причине детям, как правило, легче научиться читать и писать до того, как им исполнится 7 лет, чем во время «традиционных уроков» в школе.Чувствительная фаза – это стадия, когда ребенок с большой настойчивостью посвящает себя  многим видам деятельности. Он  не хочет слышать ни о чем другом, он сосредоточен и полностью посвящен какой-либо деятельности. Он фокусируется  на одном аспекте и игнорирует все остальное. Например – он повторяет одни и те же головоломки несколько раз, не расстается с ножницами, повторяет цифры, пытается излагать слова и делает это так часто, что иногда он раздражает окружение своей настойчивостью. Он делает это до тех пор, пока не достигнет уровня, который принес бы ему удовлетворение. Это время интенсивной концентрации, умственной активности, направленной на развитие определенных навыков в конкретное время, возраст и в выбранный период роста. 

Чувствительные периоды от 18 месяцев до 2,5 лет. Первый чувствительный период имеет пиковую интенсивность – 18 месяцев. Это состояние ориентировано на повторяемость и последовательность. Мария Монтессори обращает внимание на причину так называемого двухлетнего восстания, которое она видит в неупорядоченности, предсказуемости повседневной жизни, незначительных изменениях, которые взрослые принимают без проблем, и которые ребенок не может принять без оппозиции. Стоит особо позаботиться о порядке, повторяемости определенных действий, которые дают чувство безопасности. Сосредоточение внимания на «дозировке» впечатлений и спокойном планировании может помочь ребенку пережить чувствительную фазу, полную напряженности, сопротивления и трудных моментов. 

Период чувствительности к расширению питания с 5 до 6 месяцев жизни. По словам Марии Монтессори, ребенок, естественно, готов выучить новые ароматы  и вкусы в течение 5-6 месяцев. Позже, когда эта стадия проходит, малыш может отказаться попробовать что-либо кроме молока. Иногда, младенец не хочет постоянной пищи даже в течение первых 10 месяцев жизни, в такой ситуации педагог советует наблюдать за ребенком и как можно больше следовать за ним. 

Период, чувствительности от рождения к движению до 4 лет.

С рождения до 4 лет – это период, особенно чувствительный к двигательным аспектам и физическому развитию ребенка. Конечно, это развитие можно разделить на более мелкие этапы. От рождения до 2,5 лет ребенок приобретает способность двигаться. На этом этапе полезны мотивирующие игрушки, а также те, которые повышают эффективность координации рук и глаз. Улучшение моторных навыков составляет от 2,5 до 4,5 лет. Сейчас настало время для ходьбы, бега, балансирования и непрерывной активности посредством целенаправленного повторения действий. На этом этапе особенно важно, чтобы у ребенка была возможность беспрепятственной деятельности.

Период между 4 и 5,5 годами – это время, когда, по словам Марии Монтессори, наступает подходящий момент для изучения чисел. В этот период детей интересуют цифры как отдельные произведения, и этот интерес стоит использовать. 

Период,  к обучению хорошим манерам 2-6 лет. В возрасте 0-3 лет дети учатся вести себя вежливо, наблюдая за родителями и их близкими. Следующие годы приносят время особой чуткости и готовности выучить правила хорошего поведения.

Период чувствительности к языку с 7-го месяца беременности до 5,5 – 6 лет. Ребенок в животе матери становится чувствительным к речи. Поэтому желательно разговаривать с ребенком до рождения. Ребенок с самого рождения учится использовать язык для общения. Он переходит от извлечения отдельных слогов,болтовни к произнесению первых слов и использованию предложений. Период, чувствительный к обучению речи, начинается примерно с 7-го месяца жизни ребенка в возрасте до 3 лет. 

Период, чувствительный к обучению письму, обычно охватывает период от 3,5 до 4,5 лет. Интенсивное обучение чтению начинаем ,как правило, от 4,5 до 5,5 лет. Тогда он особенно готов писать слова по буквам и объединять отдельные слоги со словами.