Фазы развития ребенка от Монтессори

Сенситивные  фазы  в развитии ребенка, – это революционное открытие Марии Монтессори. Подтверждая существование чувствительных фаз, также известных как критические периоды, современные ученые действительно заново открывают колесо. В Монтессориских детских садах и яслях дети работают на основе этой революционной и сенсационной концепции развития с самого начала своего существования, то есть с 1907 года.

Глядя на дату создания, мы могли бы считать эту теорию устаревшей.Между тем, она все чаще воспринимается как ультрасовременная и практичная для использования в 21 веке. Мало того, она актуальна сейчас больше,чем раньше, потому что в результате цифровой революции наш мир ускорился и требует от нас гораздо большей гибкости. Отсюда необходимость образования, основанного на естественных механизмах обучения, главное не убить нашу врожденную креативность, пластичность мышления и действия, и инновации.

Мы по своей природе полны идей, обязательств, сосредоточенности и творчества. Но, к сожалению, с первых минут жизни мы входим в привычные образовательные модели и не раскрываем весь свой потенциал. Это наша повседневная, скрытая драма упущенных возможностей, неразвитых нейронных связей, неоткрытых интересов и талантов. Мы интуитивно чувствуем, что что-то не так, но мы легко пожимаем плечами, отвергая эти мысли как несостоявшиеся мечты. Мы сами толкаем наших детей в шаблоны и довольствуемся тем, чем нас ограничивают.

Идея чувствительных фаз является полностью универсальной и применима не только в институтах Монтессори. Мы можем успешно применять его в любой среде, где мы имеем дело с детьми. Это помогает нам понять ребенка и правильно реагировать в конкретных ситуациях и способствовать его развитию.

Благодаря многолетним наблюдениям Мария Монтессори заметила, что в определенные периоды деторождения дети ЕСТЕСТВЕННО интересуются чем-то. Это может быть тема / проблема, хотя обычно она касается желания приобрести определенные навыки. Монтессори назвала это явление «чувствительными фазами». Журнал Time использовал этот термин как  «окна возможностей». Когда у ребенка открывается окно возможностей, возникает острая необходимость в приобретении определенных знаний или навыков. Эта неотложная потребность сопровождается чрезвычайно острой и сильной предрасположенностью к изучению данной вещи. Находясь в чувствительной фазе, ребенок учится легко и быстро, удовлетворяя свой когнитивный голод. Он впитывает знания, как губка. Он пьет это с глотком, как будто он хотел пить.

И вот что нам нужно знать! Эти параметры окна остаются открытыми только на некоторое время. Внутренние механизмы обучения, действующие под диктовку наших внутренних часов развития, вызывают как открытие окон возможностей, так и их закрытие. Если у ребенка в чувствительной фазе нет возможности развить данный навык, окно закрывается и второй раз не открывается. Ребенок безвозвратно теряет возможность естественного, полного развития в данной области. Конечно, это не означает, что если ребенок не использует чувствительную фазу, например, написание или чтение, он никогда не научится писать или читать. Он будет учиться, но благодаря тяжелым усилиям и сознательной работе.

Ребенок в чувствительной фазе, лишенный возможности удовлетворить свои познавательные потребности, глубоко разочарован и, следовательно, раздражителен, плачет, становится невыносим.

Примером, иллюстрирующим феномен чувствительных фаз, является изучение родного языка. Когда ребенок начинает изучать свой родной язык в чувствительной фазе, он или она изучает его естественным путем, и примерно к трем годам он / она свободно использует его, говоря  уже как «носитель языка».

Если ребенок говорит на двух языках, то есть изучает два языка одновременно через усвоение, поглощение из среды, в которой он живет, и изучает их в фазе, чувствительной к языку, он осваивает оба языка на родном уровне.

Принимая, однако, изучение иностранного языка вне чувствительной фазы, мы можем выучить его, но обучение будет стоить нам больших сознательных усилий и времени, и мы все равно не достигнем уровня носителей языка.

Я знаю мальчика, которому в возрасте 4,5 лет было интересно учиться читать. Он был одержим этим. Сам с собой. Родители были восторженными читателями, дома было много книг, и окружение способствовало использованию этого открытого «окна возможностей» или «фазы, чувствительной к чтению». Но, к сожалению, мальчику не повезло.

Медсестра в детском саду заметила, что он пытается читать любой ценой, и несколько раз сказала ему, что это «слишком рано», и чтобы «он расстался с этим чтением, потому что у него есть  еще время».